В заметках «Эмоциональное и рациональное мышление» и «Реклама и дыры личности» отмечал как то или иное мышление может влиять на жизнь человека. Думаю, что людям, которые занимаются социальными науками, прекрасно известен Эдвард Бернейс (его дядя Зигмунд Фрейд). Именно он ввел понятие «связь с общественностью» вместо «пропаганды». Одна из самых его известных кампаний — продвижение курения женщин в 1920-е годы. Суть была в том, чтобы создать иррациональные мышление иллюзии свободы, особенно было удобно когда там шла борьба за равноправие, через женское курение, которое не принималось обществом. Очевидно, что наняли его табачные компании. После «факелов свободы» и его действий по распространению информации в новостях, женщины активно начали курить и это стало социально приемлемым. Конечно, были и другие кампании, но здесь хотелось бы отметить про навязывание иррационального мышления – «казаться свободной». Кстати, это мышление касается и одежды, из-за чего некоторые люди могут покупать одежду не потому что она им действительно нужна, а для того, чтобы казаться кем-то или в очередной раз подчеркнуть свою индивидуальность, потому что так говорят сотрудники магазина. Ещё одним из приемов является использование авторитетов для продвижения чего-либо. Бернейс отмечал, что если есть влияние на лидеров, независимо от осознания ими происходящего, то происходит автоматическое влияние на группы людей, которые находятся под влиянием этих лидеров. Вообще, кроме этого, часто использовались и используются разные техники привязки эмоций к продвигаемому. Например, «ешь/пей это и будешь счастлив». Для разработки техник привязки к чему-то применялись и применяются фокус-группы, работа с которыми может быть нацелена на выявления разных глубоких типов привязки, применяя различные методы группового обсуждения, проективные методы, интерактивные методы, методы ранжирования, креативные методы и другие. В дальнейшем производители могут делать упор преимущественно на иррациональное, т.е. эмоциональное, нежели на рациональное мышление покупателя.
Что касается методов Бернейса, то оно основывается на идеях Гюстава Лебона, Уилфреда Троттера и Зигмунда Фрейда (наверняка ещё чьи-то задействовались, я далеко не эксперт), но бесконечно оперировать к иррациональному мышлению – странно, мягко говоря. Поэтому, несмотря на разные манипуляции, рациональное мышление превалировало над иррациональным когда произошла Великая депрессия и народ перестал покупать то, что действительно было не нужно, хотя, наверно, и были люди, которые эксплуатировали негативные эмоции отчаявшихся. Не говоря о том, что наука развивается на основе рационального мышления, и мы пользуемся сегодня её плодами во многих областях деятельности людей. Или когда человек хочет что-то своё создать, разработать, то он начинает продумывать всё до деталей и стараться преимущественно рационально подходить к решению своей задачи.
Для погружения в вопросы «связи с общественностью» можно ознакомиться с монографиями Бернейса «Пропаганда», «Кристаллизация общественного мнения», а также посмотреть док. фильм «Столетие личности» (или ещё называют «Век эгоизма»).
Может сложиться впечатление, что всё очень плохо, но на самом деле нет. Методы, способы, инструменты влияния, манипулирования существуют разные, но многое зависит от целей и задач, которые ставят люди, применяющие такие инструменты. Например, родитель может специально объясняет что-то под нужным углом маленькому ребенку, чтобы тот себя не убил или,объясняя что-то, ограждать от определенной информации. Ситуаций различных множество, но всё же не стоит забывать, что уловки нехороших людей часто основываются на предложении волшебных решений (которых нет) сложных задач
Вы можете оставить комментарий и указать никнейм (выдуманное имя/псевдоним) в поле "Имя". Поле со звездочкой и капча обязательны. Комментарии одобряются вручную.